Приветствую Вас, Гость

МО психологов дошкольных образовательных учреждений

Рекомендации по доработке тематических занятий по программе развития эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет

в рамках коллективной разработки в ОМО

 

  1. В пояснительную записку для нашей программы надо будет включить нижеследующие сведения.

 

1. 1. Направленность программы.

Программа направлена на социально-коммуникативное развитие детей.

 

1.2. Цели, задачи программы

Цель развитие эмоционально-волевой сферы детей. Задачи определим на основе целей занятий, когда они будут готовы.

 

1.3. Ожидаемый результат (вероятно, это было в программе и прежде)

Это уровень развития эмоционально-волевой сферы дошкольников.

 

1.4. Методика оценки динамики развития детей.

Это психологический диагностический инструментарий, которым вы будем оценивать достижение поставленной цели, динамику результатов реализации программы, диагностируя детей перед реализацией программы и после.

 

1.5. Виды деятельности ребёнка на занятиях по психологической программе.

Для программы в целом определим по занятиям. В занятии каждый должен определить виды деятельности на основе пункта 2.7. Стандартов.

Программа может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

- в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 

1.6. Способы поддержки детской инициативы на занятиях по психологической программе

Необходимо для пояснительной записки каждому написать по своему занятию на основе пункта 3.2.5.Стандартов «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста»

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

  • непосредственное общение с каждым ребенком;
  • уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

  • создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
  • развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
  • развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

  • создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
  • организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
  • поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
  • оценку индивидуального развития детей;

 

1.7. Особенности развивающей предметно-пространственной среды, материалы и оборудование

Традиционно для каждого занятия мы указываем «материалы и оборудование». Этого теперь недостаточно. Дополним пояснительную записку сведениями о развивающей предметно-пространственной среде на психологических занятиях по вашей программе из пункта 3.3.4. Стандартов.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

 

1.8. Взаимодействие с семьёй по программе

Традиционно мы, работая с детьми, поддерживаем связь с родителями по результатам работы или даём домашние задания для закрепления развивающего результата. Мы проводим психологические консультации для семьи по теме реализуемой психологической программы, проводим групповые беседы и семинары для них, тестируем родителя, ища причины трудностей ребёнка в семье. Сегодня важно эту работу кратко описать в пояснительной записке к психологической программе.

 

  1. Перед описанием своего занятия заполните следующую таблицу по занятию.

п/п

Название раздела программы

Название занятия

Цели

Методика оценки динамики развития (диагностический инструментарий с выходными данными)

Виды деятельности ребёнка

Способы поддержки детской инициативы, принципы

Особенности пространственно-развивающей среды

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Для единообразия оформления просьба при описании занятия ориентироваться на занятие Жевненковой С.Л. Просьба выделить в занятии его этапы так, как делает она.

 

Тема раздела «Я и другие»

Занятие «Общение в семье»

   Цели:

  1. Создать опыт переживания нравственных чувств.
  2. Формирование навыка выражения эмоций, вербализация чувств.

Материалы: кубик с пиктограммами различных эмоций, кукольный набор «Семья», цветные карандаши и мелки на каждого ребенка, бланки с заданиями на каждого ребенка,  зеркало, музыка для релаксации

 

1 ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

Приветствие – с «Кубиком Эмоций».  ( Дети по очереди предлагают своё приветствие и, поворачивая кубик, показывают, с какой эмоцией дети должны его повторить)

      

2 ЭТАП. МОТИВАЦИОННЫЙ.

  1.  

   Психолог. Чтобы узнать, о чем мы с вами сегодня будем говорить, надо отгадать  ребус.

              7 Я

    Правильно! Сегодня мы будем говорить о наших родных, дорогих людях, которые живут рядом с нами рядом.

 

Игра «Семья»

   Психолог. Давайте вспомним всех членов семьи, а в этом нам поможет волшебный мешочек, вы будете по очереди доставать игрушки и называть – кто это?

 

3 ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКИЙ.

Чтение рассказа «СОН»

    Психолог. А теперь сядьте по удобнее и послушайте, что произошло с  мальчиком Петей и его семьёй.

    Жил-был  мальчик Петя. Маму, папу, бабушку и дедушку он не слушал, а маленькую сестренку Машу всегда обижал. Семья его очень любила, а он этого не замечал. Не помогал он своим родителям.

    И вот однажды Петя уснул и увидел сон. Сидит он в комнате один, грустный. А рядом с ним  нет ни мамы, ни папы.  И  бабушки нет и дедушки.

    Страшно стало мальчику – никто ему не сможет помочь. Никто его не сможет покормить. Позвал он своих родных, но никто ему не ответил.

    Тогда мальчик вспомнил, что у него есть младшая сестренка. Позвал он Машу. Но никто ему не ответил. Испугался Петя – и поиграть не с кем! Совсем один остался!

    Тут проснулся Петя от маминого нежного прикосновения. Улыбнулась ему мама, поцеловала его. А Петя обрадовался!  Побежал он на кухню, а там за столом уже ждала вся его семья: папа, бабушка, дедушка и сестренка. Понял Петя, что нет у него никого ближе и любимее, чем его семья. Понял он, что ему нужно любить свою семью и помогать ей во всём.

 

Анализ рассказа

Психолог. Какое настроение было у Пети, когда он остался один? Какое настроение стало у Пети,  когда он увидел маму и всю свою семью? А как вы думаете, что чувствовали родные мальчика, когда он их обижал?

                                  

Игра « Волшебное зеркало настроений»

Психолог. Я предлагаю вам посмотреться в наше «Волшебное зеркало настроений». И изобразить настроение Пети, которое было у него в начале рассказа и которое стало в конце рассказа. (Дети по кругу передают зеркало и изображают различные эмоции).

Затем детям предлагается разыграть эту историю с помощью кукол «Семья»,  и,  по окончанию игры задаются вопросы:

- Правильно ли понял Петя, что семью нужно любить и помогать ей во всем?

- А зачем нужна семья?

                         

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Это пальчик большой

(Руку сжать в кулак и по очереди разгибать пальчики)

Это папа  дорогой.

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с братом – брат старшой.

Вслед за ним сестрёнка-

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш-

Это славный наш малыш.

Дружная семейка.

(Сжать руку в кулак несколько раз)

 

Задание «Прятки»

Каждому ребенку дается бланк с заданием.

  • . Найдите и раскрасьте всех членов семьи, которые спрятались на картинке (Дети выполняют задание). Молодцы, вы все справились с заданием и немного устали, поэтому я приглашаю вас на наш волшебный ковёр.

 

Упражнение «Волшебный сон»

      Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты. Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой психолог медленно произносит:

      «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова,  но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается».

 

4 ЭТАП. РЕФЛЕКСИВНЫЙ.

     Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.

Психолог.

Давайте возьмёмся за руки и попрощаемся.

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня и братишка.

И щенок лопоухий Тишка.

Я  родных своих очень люблю.

«До свидания» вам говорю!

 

Задание «Прятки»                                            

Найди и раскрась всех членов семьи, которые спрятались на картинке.

 

  1. Сроки доработки занятий в ОМО.

16 мая состоится очередное заседание ОМО психологов дошкольных образовательных учреждений. Необходимо всем принести свои занятия в электронном виде, выполнив их по приведённой выше форме. Тем, кто сдал 26 апреля – необходимо доработать. Тем, кто не сдавал – следует делать сразу по форме. По электронной почте можно отправить Шилиной О.В. или  Кудиновой С.В.

Сведения о готовности занятий.

Психологи, которые выступили

26 апреля

Или представили занятие по почте приступили к его доработке.

Психологи, которые пока не выполнили своих обязательств

  1. Баталова
  2. Бармина
  3. Жевненкова
  4. Джапарова
  5. Ноздрина
  6. Кайсина
  7. Колмогорова
  8. Коснырева
  9. Кокорина
  10. Рендова
  11. Садакова
  12. Тарасова
  13. Фукалова

 

  1. Рудакова
  2. Сомова
  3. Свиридюк
  4. Рапопова
  5. Печенкина
  6. Протасова
  7. Сапожникова
  8. Маркова
  9. Неверова
  10. Власова
  11. Письменская
  12. Садакова
  13. Карсакова
  14. Лузянина
  15. Зубарева
  16. Володина
  17. Сюзева
  18. Хоробрых